Лечение пульпита

Воспаление пульпы – это патологическая реакция на проникновение бактерий, которые могут попасть внутрь зуба по разным причинам. Самая распространенная причина – развитие кариеса и образование глубокой кариозной полости (туннеля), проникшей сквозь твердые слои зуба к тканям пульпы.

• Лечение пульпита
  • Виды пульпита
  • Почему происходит воспаление пульпы (причины пульпита)?
  • Симптомы обратимого пульпита

Пульпит – воспалительный процесс в пульпе зуба.Пульпой называется рыхлая соединительная ткань, находящаяся под твердой оболочкой зуба в самой его сердцевине, а также внутри корневых каналов. Пульпа отвечает за питание твердых тканей оболочки зуба – эмали и дентина. Ткань пульпы пронизана мельчайшими сосудами, и именно в ней находится основной сгусток нервных окончаний. Воспаление пульпы вызывает ее отек, который сдавливает зубной нерв.

Поэтому первым и самым очевидным симптомом пульпита является боль.

В зависимости от степени поражения ткани пульпы боль может быть внезапной, интенсивной, пульсирующей; может быть тупой и ноющей.

Однако боль – это лишь признак пульпита, и не она создает основную проблему и несет опасность. Если пульпит не лечить, он может прогрессировать и стать причиной осложнений:

• абсцесса (гнойного воспаления),
  • поражения костной ткани, окружающей корень зуба.

Самым печальным последствием запущенного пульпита является утрата зуба.

Существуют разные виды пульпитов. Болезнь может протекать в острой (сопровождается острой болью), хронической или обостренной хронической форме. В зависимости от зоны поражения пульпит может быть очаговым (частичным) или фиброзным (общий). Существуют гангренозный, гипертрофический, конкрементозный пульпиты.

Но для пациента, пожалуй, главное – это понимать, что пульпит может быть обратим и необратим. И только в первом случае «живая» ткань пульпы может быть сохранена.

И здесь самый главный фактор – это время! То, насколько долго пациент заглушал проявления пульпита обезболивающими лекарствами или, наоборот, оперативно обратился к врачу.

Обратимый пульпит. Это пульпит на ранней стадии, он имеет ограниченную зону воспаления и может быть устранен с помощью консервативного лечения зуба.

«Разгерметизировать» пульпу могут трещины в зубе, сколы, переломы, другие травмы, наступившие в следствие механического воздействия на зуб – например, при надкусывании чего-то твердого (косточки от маслины, ядра попкорна, скорлупы ореха или кубиков льда) или из-за реставрации зуба или пломбирования. Последствия таких некачественных стоматологических вмешательств могут быть быстро устранены с помощью корректировки.

Старые пломбы также могут стать «невольной» причиной пульпита. Со временем они ослабевают и могут вылетать из зуба даже при незначительном на него надавливании или при обычном приеме пищи. В этом случае дентин и пульпа останутся оголенными, без защиты.

• чувствительность к сладкому или кислому вкусу,
  • короткие (до нескольких секунд) болезненные проявления при контакте с горячим или холодным,
  • болезненность при надавливании на зуб.

Необратимая стадия пульпита. По мере развития воспаления нарушается кровообращение, и пульповые ткани начинают отмирать. Иммунная система не справляется с отмершими тканями и инфекций, она распространяется вглубь к окружающим зуб костным и мягким тканям, может перейти в стадию гнойного воспаления. При хроническом пульпите может сложиться очень опасная ситуация – гной начинает перемещаться в десну, болевые ощущения на этой стадии могут исчезнуть и создастся ложное ощущение, что зуб прошел.

После необходимого обследования врач констатирует, что пульпа полностью повреждена воспалением и спасти ее невозможно, требуется удаление всей ткани. Симптомами необратимого пульпита могут быть:

• сильная спонтанная или пульсирующая боль,
  • чувствительность к холоду, холодной пище и напиткам, которая длится более 30 секунд,
  • чувствительность к теплу, горячим блюдам и напиткам,
  • боль при постукивании по зубу,
  • отек в области зуба и десны,
  • повышение температуры тела,
  • запах изо рта,
  • изменения оттенка эмали зуба (признак хронического пульпита с отсутствием резкой боли),
  • Боль, характерная при необратимой стадии пульпита, не фокусируется на каком-то определенном месте – трудно понять, какой именно зуб болит, боль отдает в лицо, висок, шею.

• Лечение пульпита одноканального зуба

• Как лечат пульпит?
  • Профилактика пульпита

Лечение пульпита зависит от степени его развития (степени поражения пульпы) и причин возникновения.

Консервативное лечение при начальной стадии и малом поражении ткани предполагает применение медикаментозных препаратов – обезболивающих, противовоспалительных и антибиотиков в случае инфекции.

Эндодонтическое лечение (лечение каналов) требуется в случае обширного повреждения пульпы и предполагает удаление (депульпацию) пораженной пульповой ткани и нервно-сосудистого пучка, очистку корневых каналов с последующим их пломбированием и восстановлением коронки зуба.

Протезирование с помощью коронки или винира проводится в том случае, если пульпит необратимо разрушил зуб, и он не поддается лечению.

Не надо откладывать!

К сожалению, очень часть пациенты обращаются за стоматологической помощью уже при сильно запущенном пульпите, до последнего предпочитая справляться с болью с помощью болеутоляющих лекарств.

Очень важно понимать: боль – это только симптом болезни, сигнал о ее наличии. Причина боли – сама болезнь и лечить нужно именно ее. Иначе она будет продолжать развиваться и дальше наносить урон организму.

Еще раз: запущенное воспаление пульпы приводит к опасным осложнениям стоматологического здоровья. Может вызвать абсцесс, привести к воспалению костной и мягких тканей, окружающих зуб, стать причиной развития периодонтита – воспалительного процесса в области зубодесневого соединения, вызванного бактериальной инфекцией. Начинаясь с воспаления десен, невылеченный вовремя пародонтит продолжает развиваться, приводит к снижению иммунитета, потере костной массы. Запущенный пульпит может спровоцировать опасные для жизни состояния, например, сепсис.

Невылеченный пульпит рано или поздно станет причиной потери зуба.

Пульпит не только не надо запускать, но прежде всего его нужно не допускать. Какие профилактические привычки помогут избежать пульпита:

• Ежедневное соблюдение правил гигиены полости рта. Уход за полостью рта в том числе поможет как можно дольше сохранить долговечность пломб, а значит защитить пульпу.
  • Регулярные профилактические осмотры у стоматолога. Они помогут выявить кариес на ранней стадии, пока он не добрался до пульпы.
  • Контроль поведения. Привычки скрипеть зубами, ковыряться в зубах зубочистками или твердыми предметами, грызть очень твердую пищу и т.д. могут обернуться травмами зубной поверхности и спровоцировать разрушение зуба.
  • Внимательное отношение к возможным проявлениям пульпита и незамедлительное обращение к врачу при первом же их появлении. Воспаление легче вылечить, пока пульпит обратим.