• Почему лучше не допускать удаления зубов?
  • Экстракция зуба
  • Удаление зуба мудрости

Удаление зуба (или экстракция), согласно современным стандартам оказания стоматологической помощи, является абсолютно крайней мерой.

Если врач принимает решение об удалении, это означает, что это единственный способ сохранить стоматологическое здоровье пациента, и затягивать с этой процедурой опасно.

Чем тщательнее пациент следит за своим стоматологическим здоровьем, чем серьезнее относится к периодическим диагностическим обследованиям, тем меньше вероятность, что экстракция зуба понадобится.

Процедура экстракции зуба подразделяется на два типа – простое и сложное:

Простое Удаление зуба

Простое удаление занимает меньше времени (в среднем, от 5 до 15 минут). Для манипуляции достаточно расшатать зуб специальным инструментом и вытащить его, захватив стоматологическими щипцами за коронку.

Простым называется удаление однокорневого или двухкорневого зуба с полноценной коронкой. К простому же типу относится удаление молочных зубов.

Сложное Удаление зуба

• Зубов, коронка которых сильно разрушена до уровня десны;
  • не прорезавшихся (ретинированных) зубов мудрости;
  • аномально расположенных (дистопированных) зубов;
  • зубов мудрости, у которых корень сросся с костной тканью;
  • зубов с сильно деформированными или множественными (более двух) корнями.

Показаниями к сложному удалению также являются наличие корневых кист (новообразований, возникших в качестве защитной реакции организма на инфекцию или травму) или свища (патологического отверстия в десне).

Сложное удаление обязательно сопровождается обезболиванием; занимает, как правило, до одного часа времени (или даже может проходить в несколько этапов). В постоперационном периоде сложное удаление может потребовать приема антибиотиков или противовоспалительных препаратов.

Зубы мудрости (или «восьмерки», или третьи моляры) – это самые крайние зубы в зубном ряду. Именно они доставляют больше всего неприятностей.

Зуб мудрости – это практически рудимент, доставшийся нам от далеких предков. Из-за изменившегося с глубоких первобытных времен качества пищи, которая сегодня уже не требует такого длительного пережевывания, «восьмерки» современного человека утратили свою первоначальную жевательную функцию.

Зубы мудрости, в отличие от всех остальных зубов, закладываются не во внутриутробном периоде, а уже после рождения человека, на 4-6 году жизни. По этой причине их прорезывание происходит значительно позже – к 16-ти или даже 27-ми годам.

Такое «аномальное происхождение» зубов мудрости и их утраченная функциональная полезность отрицательно сказываются на их здоровье.

Зубам мудрости приходится буквально втискиваться в уже сформировавшуюся зубочелюстную систему. Из-за этого они не могут занять полноценное место в зубном ряду и вырастают дистопированными, то есть неправильно расположенными по отношению к соседним зубам. Или вообще могут занять горизонтальное положение и не прорезаться.

Естественно, что появление такого «запоздавшего гостя» (который помимо прочего бывает еще и с нестандартно укрупненной формой коронки) может негативно отражаться на функционировании всего зубочелюстного аппарата:

• стать причиной деформации зубного ряда (скученности передних зубов, изменения прикуса),
  • или причиной постоянного прикусывания щек и травм языка,
  • или, например, одной из причин хронического хруста в височно-нижнечелюстном суставе.

Кроме того, «восьмерки» располагаются в опасной близости к нижнечелюстному нерву и гайморовой пазухе, а также другим важным образованиям челюстно-лицевой области.

• Удаление постоянного зуба простое
  • Удаление зачатка зуба мудрости 2-й степени сложности( вертикальной дистопии,с парадонтологической гранулемой)
  • Резекция верхушки корня зуба
  • Цистэктомия
  • Удаление ретенционной кисты (с перевязками)
  • Пластика уздечки нижней/верхней губы/языка

• Cложности удаления зуба мудрости
  • Всегда ли тогда нужно удалять зубы мудрости?
  • Удаление ретинированных зубов мудрости
  • Удаление зачатков зубов мудрости

Отдельный ряд неприятностей «восьмерки» могут доставить на этапе прорезывания:

• перикоронарит – воспаление мягких тканей, сохранившихся над непрорезавшейся или частично прорезавшейся коронкой зуба (так называемого «капюшона»), которое возникает из-за попадания пищи под десну;
  • гнойный периостит (флюс) – воспаление надкостницы, сопровождающееся выделением гноя;
  • остеомиелит – опасное осложнение периостита;
  • ретенция – полное либо частичное непрорезывание зуба (с риском отдаленных осложнений).

«Восьмерки» часто имеют сложную анатомию корней — тонкие, искривленные корни, сросшиеся корни между собой или с костной тканью, аномальное количестве корней (три-четыре-пять вместо двух). Такие дефективные корни в большей степени подвержены пульпитам (заболеваниям, сопровождающимся воспалением корневых каналов зуба), образованиям корневых кист.

Из-за труднодоступности зубов мудрости за ними гораздо сложнее ухаживать. Следовательно, возникает высокий риск развития кариеса (или корневого кариеса), его осложнений и воспалительных процессов в десне. Из-за того, что зубы мудрости слишком тесно прилегают к своими соседям, кариес может быстро распространиться и на соседние моляры, а значит лечить придется уже и их. Поэтому в большинстве случаев зубы мудрости следует удалять. Однако:

• Зубы мудрости все же выполняют полезную функцию – они как бы фиксирую зубной ряд с обоих краев, сдерживают его и не дают зубам «расползаться» и расшатываться.
  • Они частично перенимают на себя жевательные функции соседних (6-ых и 7-ых) моляров в случае их утраты по каким-либо причинам; а также способны выполнять функцию опоры для мостового протезирования соседних зубов (то есть являются своеобразными «запасными игроками»).

Не всегда. При правильном расположении зуба, хорошей проходимости каналов, отсутствие пародонтального кармана показания к удалению отсутствуют.

Решение о том, подлежит ли зуб мудрости удалению или может быть сохранен, принимает только врач после диагностики с применением высокотехнологичного оборудования.

Способы удаления третьих моляров могут различаться и зависят от того, на нижней или верхней челюсти расположен такой зуб.

• Сложнее происходит удаление нижних зубов мудрости, потому что костная ткань нижней челюсти имеет более твердую структуру, а форма зубных корней обычно имеет сложную конфигурацию.
  • Удаление верхних зубов мудрости обычно проходит без осложнений и быстрее, так как их корни обычно правильно сформированы, а костная ткань имеет меньшую плотность.

Ретинированный – сформированный зуб, но так и не прорезавший десну (полностью находящийся внутри костной ткани).

Ретинированный зуб может нести скрытые угрозы. Если оставить его без наблюдения (а он сам по себе может долго оставаться незамеченным), можно пропустить образования гнойных кист на корнях таких зубов, что естественно представляет опасность для всех близлежащих тканей. Непрорезавшиеся зубы мудрости могут вызывать повреждение и разрушение соседних моляров, поражение десен и костной ткани.

Поэтому в большинстве случаев ретинированные моляры рекомендовано удалять.

Зачатки зубов мудрости формируются примерно к 4-6 годам. Если на рентгене видно, что развитие их протекает аномально, то врач принимает решение об удалении зачатков, не дожидаясь полного развития зуба (но не раньше наступления 14-летнего возраста).

Причины, по которым может быть принято решение об удалении «восьмерок» в зачаточной стадии:

• для прорезывания будущего зуба недостаточно места;
  • закрепление результатов после исправления дефекта прикуса;
  • скученность, смещение зубов в зубном ряду;
  • обнаруженные на рентгене патологические изменения зачатка «восьмерки»;
  • воспаления слизистой ткани.

Подробнее об удалении зубов в детском и подростковом возрасте в разделе детская стоматология.

• Диагностическое обследование
  • Этапы удаления зуба (стандартный случай)
  • Реабилитационный период после удаления зубов
  • Обследование в формате 3D на компьютерном томографе. Дает комплексную картину состояния зубочелюстной системы.
  • Ревизия твердых тканей. Определяется уровень разрушения твердых тканей больного зуба.
  • Ревизия проходимости корневых каналов с использованием операционного микроскопа. Определяется возможность лечения каналов с последующим восстановлением ортопедической конструкцией.
  • Составление последующего плана протезирования.
  • Анестезия или седация (погружение в состояние поверхностного медикаментозного сна).
  • При простом удалении – расшатывание корня и извлечение зуба. При сложной экстракции – удаление корня с минимальным травмированием костной лунки (проводится с использованием инструментов для хирургических манипуляций на деснах, распиливания корня и т.д.). Если речь идет об удалении ретинированного зуба, производится надрез мягких тканей десны и, в случае необходимо, сверление кости для обеспечения доступа к зубу, после чего зуб удаляется.
  • Антисептическая обработка и удаление из лунки тканей оболочки костной полости, подверженной воспалительному процессу.
  • Заполнение лунки костно-пластическим материалом.
  • Ушивание десны.

Сразу после операции врач может назначить прием обезболивающих препаратов (обсудив предварительно с пациентом возможные противопоказания к тем или иным препаратам).

В первое время после операции, в зависимости от сложности хирургического вмешательства, рекомендуется:

• воздержаться от приема пищи и жидкости в течение нескольких часов после экстракции, в особенности исключить горячие еду и напитки;
  • не нагревать зону удаленного зуба;
  • воздержаться от полосканий рта в первые несколько дней.

В первые дни после хирургической манипуляции могут сохраняться отек и болевые ощущения; послеоперационный период может также сопровождаться незначительными кровяными выделениями и повышением температуры тела. Такие проявления считаются нормой, о чем врач обязательно предупреждает пациента. Что может насторожить:

• лихорадка, сохраняющаяся в течение нескольких дней;
  • гнойные выделения или продолжительное кровотечение из области удаленного зуба;
  • сильный отек и боль в месте экстракции.